Об утверждении Положений

«О службах примирения

города Новокузнецка»

В соответствии с указом Президента российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 г. № 610 «Об утверждении региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 21.08.2014 № 1480 об утверждении типового положения «О службе примирения в системе образования Кемеровской области» и в целях профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций, снижения агрессии и социальной напряженности, развития позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве города Новокузнецка

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Организовать в городе Новокузнецке деятельность служб примирения.

  2. Утвердить:

    2.1.Положение «О муниципальной службе примирения города Новокузнецка», согласно Приложению №1.

    2.2.Типовое положение «О школьной службе примирения города Новокузнецка», согласно Приложению №2.

    3. Руководителям общеобразовательных учреждений города Новокузнецка организовать деятельность школьных служб примирения.

  3. Контроль за исполнением приказа возложить на Титову Т.Н., зам. председателя КОиН города Новокузнецка.

 

Председатель комитета

образования и науки                                                                                                                           И.Н. Мисякова

 

Приложение № 1

к приказу КОиН № 1146   от  21.11.2014

 

Положение

«О муниципальной службе примирения города Новокузнецка»

1.             Общие положения

1.1. Муниципальная служба примирения города Новокузнецка (далее – Служба примирения) является социальной службой, действующей в системе образования города в качестве добровольной самоуправляемой структуры, которая может состоять из членов администрации, педагогов, специалистов и учащихся образовательных учреждений.

1.2. Настоящее Положение определяет функционально-содержательную и организационно-методическую основу деятельности муниципальной Службы примирения.

1.3. Правовыми основами деятельности Службы примирения являются:

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-54/07вн.

  • Типовое положение «О службе примирения в системе образования Кемеровской области» от 21.08.2014г. № 1480.

  • Настоящее Положение.

2. Цели и задачи Службы примирения

2.1. Миссия службы примирения: снижение агрессии и социальной напряженности, развитие позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве города Новокузнецка.

2.2. Целью деятельности Службы примирения является повышение социально-психологической культуры поведения в спорных ситуациях, а также содействие профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и социальной реабилитации несовершеннолетних – участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

2.3. Задачами деятельности Службы примирения являются:

2.3.1. развитие социально-психологической (коммуникативной) компетентности участников образовательного процесса, формирование адаптивных и эффективных стратегий социального реагирования в конфликте;

2.3.2. профилактика деструктивных и криминальных последствий школьных конфликтов;

2.3.3. проведение восстановительных программ для несовершеннолетних, а также их родителей, специалистов образовательных учреждений города Новокузнецка – участников конфликтных или противоправных ситуаций, в которых одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего;

2.3.4. методическое сопровождение школьных служб примирения города Новокузнецка;

2.3.5. обучение учащихся образовательных учреждений города Новокузнецка (волонтёров школьных служб примирения) проведению программ восстановительной медиации;

2.2.6. содействие распространению восстановительной медиации в обществе.

3. Направления деятельности Службы примирения

3.1. Просветительское – пропаганда Службы примирения, идей цивилизованного урегулирования конфликтов, культуры диалога.

3.2. Образовательное – обучение основам конфликтологии медиации, повышение коммуникативной и конфликтологической компетентности взрослых участников, кураторов и подростков-волонтеров Службы примирения.

3.3. Информационно-методическое – обеспечение специалистов методическими материалами, разработка программ, информационное освещение деятельности Службы примирения на сайте Комитета образования и науки, на сайтах образовательных учреждений и в СМИ.

3.4. Исследовательское – открытие инновационных площадок по направлениям деятельности Службы примирения.

3.5. Восстановительное – проведение восстановительных программ и примирительных процедур в случае криминальных конфликтов.

3.6. Помощь в разрешении конфликтов – конфликтологическое консультирование и проведение процедур медиации для участников образовательного процесса.

3.7. Работа специалистов Службы примирения в составе комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса – для содействия в урегулировании разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе – в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

4. Принципы деятельности Службы примирения

4.1. Принцип добровольности, предполагающий обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную встречу с ведущим (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о восстановительной программе), но участие в программе добровольное.

4.2. Принцип информированности, в соответствии с которым ведущий восстановительной медиации обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, её процессе и возможных последствиях.

4.3. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов Службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба жизни, здоровью и безопасности, а также условия договора участников программы примирения.

4.4. Принцип адресности предполагает работу лично со сторонами – участниками конфликта.

4.5 Принцип профессионализма подразумевает обязательное профессиональное сопровождение Службы примирения (включает обучение конфликтологии, медиации, восстановительному подходу).

4.6. Принцип нейтральности, запрещающий ведущим восстановительных программ принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалист Службы примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение конфликта.

4.7. Принцип ответственности сторон и медиатора, в соответствии с которым ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на встрече, соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Ведущий восстановительных программ контролирует выполнение договора.

4.8. Принцип самостоятельности, предполагающий независимость и самостоятельность Службы примирения в выборе форм деятельности и организации процесса восстановительной медиации.             

5. Организационная структура Службы примирения

5.1. Службы примирения в городе Новокузнецке могут создаваться на трех уровнях:

5.1.1. Уровень образовательного учреждения (школьная служба примирения).

5.1.2. Районный уровень (центры психолого-медико-социального сопровождения).

5.1.3. Муниципальный уровень (Ресурсный центр примирения).

5.2. На каждом уровне, указанном в п. 5.1., определяется Куратор, на которого возлагаются обязанности по руководству Службой примирения соответствующего уровня. Исполнение функций куратора осуществляется на добровольных началах.

5.3. Куратор Службы муниципального уровня осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности Службы примирения и комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса в городе Новокузнецке.

5.4 Функционально-содержательное обеспечение деятельности служб примирения осуществляет Ресурсный центр примирения, отвечающий за реализацию всех направлений работы Службы примирения.

5.5 Куратор Службы районного уровня осуществляет консультативное сопровождение деятельности Службы примирения и комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса в образовательных учреждениях района.

5.6. Куратор школьной службы примирения осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности Службы примирения и комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса в своей образовательной организации.

6. Специалисты, принимающие участие в деятельности Службы примирения

6.1. В деятельности Службы примирения на уровне образовательного учреждения (школьная служба примирения) принимают участие:

  • специалисты и педагоги (психолог, социальный педагог, школьный уполномоченный по правам участников образовательного процесса, учитель-предметник, педагог дополнительного образования, уполномоченный по профилактике правонарушений и другие), являющиеся членами комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и прошедшие обучение основам конфликтологии, процедуре медиации и эффективным способам коммуникации;

  • обучающиеся-волонтеры 8-11 классов, прошедшие обучение процедуре основам конфликтологии, эффективным способам коммуникации и процедуре проведения примирительных программ.

    6.2. В деятельности Службы примирения на муниципальном уровне (Ресурсный центр примирения) принимают участие:

  • специалисты Комитета образования и науки города Новокузнецка, ответственные за обеспечение функционирования и развитие системы образования;

  • специалисты МАОУ ДПО ИПК;

  • специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения, имеющие специальную подготовку в области конфликтологии.

6.3. Участие специалистов в деятельности Службы примирения осуществляется на добровольных началах.

7. Организация деятельности Службы примирения на муниципальном уровне

7.1. Руководство деятельностью Службы на муниципальном уровне осуществляет куратор, определяемый приказом председателя Комитета образования и науки города Новокузнецка.

7.2. Должностные лица Комитета и образования города Новокузнецка оказывают содействие в распространении информации о деятельности Службы примирения среди руководителей образовательных учреждений, педагогов, обучающихся и представителей родительской общественности.

7.3. Куратор Службы примирения осуществляет руководство Ресурсным центром и районными службами примирения, осуществляющих свою деятельность на базе центров психолого-медико-социального сопровождения.

7.4. Куратор организует подготовку специалистов, участвующих в деятельности Служб примирения на уровне района и образовательных учреждений, и комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса.

7.5. Куратор осуществляет анализ и обобщение опыта школьных служб примирения, распространяет эффективные практики и опыт среди образовательных учреждений города Новокузнецка, информирует вышестоящие органы о состоянии работы по разрешению конфликтов в подведомственных организациях.

7.6. Куратор содействует школьным службам примирения и комиссиям по урегулированию споров между участниками образовательного процесса в организации взаимодействия с муниципальными социальными службами и другими организациями.

8. Порядок проведения Службой восстановительных примирительных программ

8.1. Служба примирения может получать информацию (материалы) о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, руководства образовательных учреждений и из иных источников.

8.2. По результатам изучения полученной информации (материалов) Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

8.3. Реализация примирительной программы начинается только в случае согласия конфликтующих сторон на участие в ней. Если один из уча